Ансамбль Снетогорского Монастыря. 1311 г.-20 в.

Древнейший монастырь Пскова; основан, по церковному преданию, в 13 веке знаменитым «храброборцем», защитником «града Святой Троицы» князем Довмонтом и преподобномучеником игуменом Иоасафом.

Вознесенный на древнюю скалу над Великой, живописно вписанный в ее излучину, монастырь эффектно и точно создал доминанту архитектурно-природного окружения.

Как и Мирожа, Снятный стал «визитной карточкой» Пскова, но - в правобережной панораме, на важных путях в Псково-Чудское озеро, и далее - в варяжские и латинские страны, откуда «лихие градоимцы» приходили к его стенам в 1299, 1581 и 1615 гг; а в 1941-1944 гг. здесь размещался немецкий штаб группы армий «Север».

Наследуя Мироже, Снетогорская обитель также являлась важным духовным центром Пскова; отсюда происходят: преподобный Иоасаф, псковский чудотворец, святые преподобные Евфросин и Савва Крыпецкий, патриарх Иоасаф. В 15 в. монастырь посетила наследница византийского престола Софья Палеолог; в 19 в. здесь трудился архиепископ Евгений Болховитинов; сюда, живо интересуясь псковскими древностями, приезжал А. С. Пушкин.

В 20-30-е гг. 20 века монастырь был разорен, разрушена его дивная 86-метровая церковь Вознесения «под колоколы»...

С 1993 г. обитель принадлежит Псковской Епархии; ныне это Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь.

Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя следующие постройки:

собор рождества богородицы. 1311-1313 гг.

Храм внешне и внутренне сохраняет прямые связи со своим великим прототипом - Мирожским собором 12 века. Почтительно - подражательный характер Снетогорского собора очевиден в форме кубического четырехстолпного четверика с большой апсидой в центральной части на востоке и резко пониженными, подчинёнными ей боковыми апсидами. Широкий барабан первоначально был увенчан шлемовидной главой с оригинальным стрельчатым аркатурным поясом, покрытие сводов было позакомарным (ныне четырехскатное). В западной части четверика, как и в Мироже, были замкнутые угловые камеры второго яруса. Поздние пристройки галереи и паперти, изменение формы главы не затемняют главного: древний собор сознательно воспроизводил и закреплял греко-византийскую традицию.

Однако, именно Снетогорский храм становится родоначальником собственно псковской школы: здесь работают свои мастера и впервые в церковном зодчестве используется местный материал - известняковая плита (без плинфы). Это изменило формы храма, сделало их легче, подчеркнуло рукотворность; здесь нет мирожской строгости очертаний; в интерьере ощущается изменение размеров: меньше подкупольное кольцо уже - барабан.

Рациональная отточенность византийского храма уступила иррациональной неопределенности архитектурной формы - псковская традиция вступает в свои права.

Лучшее в Снетогорье - его всемирно известные фрески. Псковские художники создали ансамбль живописи, - по эмоционально-экспрессивной напряженности, свободной живописной манере и богословским откровениям, - вырывающийся за пределы мирожских образцов. Так впервые в 1313 г. заявила о себе во весь голос знаменитая в будущем псковская художественная традиция.

«Открытие» забытых, забеленных фресок состоялось в начале 20 века, с тех пор храм постоянно реставрируется и хранится музейно. В реставрации Снетогорья принимали участие многие известные учёные, от К. К. Романова и Ю. П. Спегальского до Г. С. Батхеля и В. Д. Сарабьянова.

Руины Храма Вознесения «под колоколы». 16 в.

Интереснейшая церковь столпообразного типа напоминала знаменитую колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Сохранилось восьмигранное основание и стены пятиметровой толщины подвального этажа. Оригинальные своды и железные связи в плитяной кладке указывают на возможное участие в возведении колокольни итальянских мастеров (Вл. В. Седов). Верхние ярусы (во втором помещалась церковь, в третьем - колокольня) были варварски разрушены в 30-х годах 20 века.

«Снетогорский столп» достигал 86 метров и был чудесной видовой точкой обзора окрестностей... Здесь, на заре юности, Юрий Павлович Спегальский дал клятву посвятить себя изучению псковских древностей, и сдержал ее, став знаменитым исследователем-краеведом...

Никольская церковь с трапезной палатой «теплой на погребах». 1519 г.

Храм небольшой, одноапсидный, с декоративным (в древности - световым) барабаном. Особенно интересен бесстолпный тип конструкции, встречающийся в Пскове, и трапезные палаты в три яруса: средний и нижний на сводах с пониженными подпружными арками, верхний ярус связан с церковью, -первоначально это была высокая сводчатая палата со столпом в центре. Церковь св. Николы - «наиболее древний из известных псковских монастырских трапезных храмов» (И. Б. Голубева).

Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя также: Северные ворота (17 в.), Южный корпус (17-19 вв.); Жилые корпуса, деревянный амбар и каменная ограда 19 века, а также строения времен фашисткой оккупации 1941-1944 гг.

Часовня Четырех Святителей Снетогорского монастыря 18 в.

Находится невдалеке от монастыря над берегом реки Великой. Небольшая, одноглавая, восьмиугольная в плане; перекрыта зонтичным сводом с распалубками. По преданию, на месте часовни был прежде древний монастырь.

Из часовни происходит знаменитая икона псковского письма 15 века «Избранные святые: Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий», ныне хранящаяся в Третьяковской галерее.


Задать вопрос Елене Полонской
* Все поля этой формы обязательны для заполнения

Пожалуйста, указывайте фамилию, имя, адрес и телефон полностью, чтобы ваше сообщение было зарегистрировано и получило официальный статус.
В этом случае вы получите официальный письменный ответ в течение 30 дней.
Задать вопрос Елене Полонской
Вопрос успешно
отправлен
Закрыть