пнвтсрчтптсбвс
   
  
Все новости — используйте для сброса даты

Иван Цецерский: «Необходимо фундаментально и быстро пересматривать межбюджетные отношения»

21 сентября 2011


На собрании Союза городов Центра и Северо-Запада, которое состоялось 16 сентября, с докладом на тему «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» выступил руководитель проектов фонда «Институт экономики города» Дмитрий Жигалов. Он рассказал о возможных источниках бюджетного финансирования муниципалитетов. Кроме того, в своем докладе Дмитрий Жигалов подробно остановился на анализе финансового состояния муниципальных образований, начиная с реформы местного самоуправления 2003 - 2005 годов и до сегодняшнего дня.
 
В результате вышеупомянутой реформы были установлены источники доходов и определены властные полномочия на всех уровнях. Одна из главных целей реформы - обеспечение финансовой самостоятельности муниципалитетов для осуществления тех полномочий, которые были за ними закреплены. Однако, в результате муниципалитеты оказались зависимы от включения их в целевые программы, которые были обеспечены средствами из федерального бюджета.

В основной для реформы Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправлении» до сих пор вносятся различные изменения. В этом законе были перечислены вопросы, находящиеся в ведении муниципалитетов и полномочия, которыми они были наделены. С момента вступления этого закона в силу и по сегодняшний день число вопросов местного значения и муниципальных полномочий выросло практически вдвое. А вот число доходных источников, закрепленных за муниципалитетами, наоборот снизилось. При принятии Налогового Кодекса Российской Федерации налогов, идущих в доход на муниципальном уровне, было четыре, а сегодня их осталось всего два (это налог на прибыль и налог на имущество). Вдобавок нормативы отчислений, которые закреплены за местными бюджетами, были сокращены в несколько раз. Таким образом, после принятия Федерального закона № 131, число муниципальных расходных полномочий росло, а число налоговых источников, поступающих в муниципальный бюджет, уменьшалось. Получилось так, что доля доходов муниципалитетов практически не выросла, а после 2003 года и вовсе начала снижаться.

Произошло перераспределение бюджетных ресурсов. Доходы всех муниципалитетов составляли триллион, а расходы были в три раза больше. Разница покрывалась трансфертами, от которых впоследствии муниципалитеты и стали зависимы.

В итоге, до сих пор не достигнуто соответствие между доходами муниципалитетов и закрепленными за ними обязательными расходами. Органы местного самоуправления при распределении бюджетов вынуждены подчиняться тем решениям, которые принимают вышестоящие уровни власти (действуя, в основном, через выделение субсидий). Находясь в условиях такой финансовой зависимости органы местного самоуправления не имеют возможности самостоятельно осуществить те преобразования, которые требуются бюджетной системе. А на собственное развитие у муниципалитета средств просто не хватает.

 Глава Пскова Иван Цецерский по окончании доклада отметил, что на сегодня бюджет города Пскова на 18 % состоят из налогов граждан, на 50 % - из субсидий и дотаций. «Наш бюджет имеет весомую региональную поддержку, но местному самоуправлению быть самостоятельным не позволяет дефицит бюджета. Часто люди приходят к нам, городским властям, и просят помочь в вопросах благоустройства: сделать ремонт кровли или починить канализацию, а мы знаем, что бюджет уже принят, и на дополнительные расходы в нем нет достаточно средств. Нам необходимо фундаментально и быстро пересмотреть межбюджетные отношения. Не могут города развиваться при таком финансировании и при таких межбюджетных отношениях»,- подчеркнул он.

В заключение, главы всех присутствовавших городов Центра и Северо-Запада решили направить в Государственную Думу предложение о закреплении в бюджетном кодексе обязанности регионов увеличить долю муниципалитетов в бюджетах и передавать ее не в виде трансфертов, а в виде налоговых отчислений, закрепленных сроком на три года и более. Кроме этого, главы городов Центра и Северо-Запада предложили увеличить количество налогов, поступающих в бюджеты муниципалитетов, с двух до трех.

Источник: пресс-служба Псковской городской Думы

Вернуться к списку


Задать вопрос Елене Полонской