пнвтсрчтптсбвс
      
     
Все новости — используйте для сброса даты

Другие новости за этот день

31 марта 2009

Глава города Пскова отчитался о своей работе в 2008 году

31 марта 2009

Отчет о деятельности Главы муниципального образования "город Псков " Я.В.Лузина за 2008 год на 38-й очередной сессии Псковской городской Думы (сокращенный вариант)

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ПСКОВАЗА 2008 ГОД

БЮДЖЕТ. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧАХ НА 2009 ГОД

1.ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЗА 2008 ГОД

Уважаемые депутаты, представители Администрации города, области, общественности!

Я рад очередной, ставшей уже традиционной встрече с вами и представителями городского сообщества. В соответствии с Уставом г.Пскова на обсуждение и оценку депутатов Псковской городской Думы и общественности предоставляется Отчет Главы город Пскова за 2008 год. Буду признателен за замечания и предложения, которые вы выскажете в ходе моего отчета. Считаю, что такой разговор необходим, так как он поможет оценить не только сделанное, но и сверить наши совместные шаги на ближайшее время. Все мы понимаем степень ответственности стоящих перед нами задач и  в процессе заседания могут быть внесены  необходимые предложения и замечания по совершенствованию нашей деятельности, как в текущем году, так и на перспективу.

Кроме того, что прошедший год был  периодом нашей напряженной деятельности, обусловленной имевшимися непростыми проблемами в городском сообществе, которые мы решали повседневно,  особую окраску нашим делам придали  серьезные политические события конца прошлого и начала этого года, которые  определили вектор движения страны и нашего города. Состоялись выборы Президента Российской Федерации, назначение нового губернатора Псковской области. Их результаты обеспечили преемственность власти и курса.

            Известно, что показатели экономики оказывают прямое влияние на жизнь и благополучие людей.  В основе достигнутых результатов - человек, его возможность самореализации.

Я с удовлетворением отмечаю, что, несмотря на не самый богатый бюджет, сложность социально-экономических условий, городским властям совместными усилиями  удалось обеспечить нормальную жизнедеятельность города.

Выполнялись запланированные объемы работ, поступательно развивался экономический, жилищно-коммунальный, строительный и социальный комплексы. Стабильно работал городской транспорт и все коммунальные службы. Производились своевременные выплаты за энергоресурсы, осуществлялся рост заработной платы и выплата ее в полном объеме бюджетникам. Реализовывались утвержденные социальные программы.

Можно говорить  о росте товаров собственного производства, об увеличении  объемов инвестиций, строительства и капитального ремонта жилья, розничной торговли. Однако уже в конце года начали сказываться последствия мирового  финансового и экономического  кризиса и темп роста большинства показателей существенно замедлился.

Тем не менее, в социальной сфере все наработанные достижения и определенные ранее приоритеты сохраняются и будут сохранены в этом году.  Количество муниципальных целевых программ, воплощающих на городском уровне приоритетные национальные проекты в образовании и здравоохранении, не уменьшилось, напротив, можно говорить о росте числа их участников  за счет учреждений культуры и спорта, есть реальный эффект от внедрения программ в повседневную жизнь псковичей. К примеру, с 1989 года в г. Пскове не было построено ни одного детского садика, а начиная с  2008 г.  и в этом текущем году количество мест в детских садах увеличится на 300 единиц. Все добрые приметы 2008 года свежи в памяти:  в городе открывались новые магазины, новые детские сады, новые кабинеты врачей общей практики, новая библиотека, освоено первое искусственное поле на стадионе «Машиностроитель, велась  реконструкция улиц Коммунальной и  Чудской. Почти 80 млн. руб. получил наш город на ремонт дорог из федерального бюджета в минувшем году. В  Псков поступили  первые   деньги   из средств фонда реформирования ЖКХ, наконец-то были решены  вопросы о выносе за городскую черту полигона твердых бытовых отходов и строительства нового городского кладбища.

Успехи в экономике способствовали росту заработной платы на 27,8 %, в среднем по городу она составила 14868 руб.

          На рынке труда Пскова отмечались положительные изменения. Уровень официально зарегистрированной безработицы на начало текущего года составил 0,68%. И если в Российской Федерации средняя продолжительность периода безработицы 9 месяцев, то в Пскове - 4 месяца. Рост производства стимулировал потребность предприятий в квалифицированных кадрах. Однако 2009 год принес уже другие, более тревожные цифры роста безработицы в связи с мировым финансовым и экономическим кризисом. И нам предстоит применить немало усилий, чтобы повернуть вспять этот негативный процесс, снизив уровень безработицы.

 В числе важнейших направлений развития Пскова - формирование стабильного строительного и жилищного рынка. В этой связи особо следует выделить завершение  разработки новой редакции Генерального плана  города. Этот документ координирует действия Администрации города и хозяйствующих субъектов в области градостроительства. С учетом его разработки продолжится комплексное освоение новых микрорайонов. В Пскове  строятся и другие социально значимые объекты. Они функциональны, современны, красивы. В 2008 году появились новые яркие архитектурные сооружения.

Свой вклад в благоустройство города вносят наши предприятия и организации. Они участвуют в реконструкции фасадов зданий, улучшении покрытия тротуаров и дорог, в восстановлении скверов.

Нам предстоит серьезная работа по благоустройству города, необходимо обеспечить своевременное выполнение всех намеченных совместно мероприятий в полном объеме. Мы должны мобилизовать руководителей предприятий и организаций, псковичей на выполнение поставленных задач. Наша общая цель - сделать Псков  «городом для людей», комфортным и красивым. 2008 год дал старт реализации Стратегии развития г.Пскова на предстоящие два десятилетия, которая найдет свое воплощение не только в ряде принятых городских программ, но и конкретных практических шагах. Уже можно говорить о работе над первым этапом   концепции.

2008 год - это яркие и значимые события для истории нашего города и его дальнейшего развития. Псков был активно представлен в общественно-политическом пространстве России, отметив свое 1105-летие. Одно из серьезных  направлений нашей деятельности в 2009 году - подготовка к празднованию 65-летия освобождения города Пскова.  Это событие очень важно и значимо  для псковичей.

Прошедший год - новая страница в истории международных связей Пскова . В минувшем году финансовые показатели деятельности предприятий и организаций города постепенно  улучшались, и зарубежные инвесторы по-прежнему

Интерес к производству в Пскове  проявляют и. В городе  зарегистрировано более 100 предприятий с участием иностранного капитала.

Продолжается взаимодействие с городами-«побратимами». Планомерная работа осуществляется по направлениям, представляющим взаимный интерес. Отмечу, что на начальном этапе мы развивали межкультурные отношения и сейчас последовательно переходим к  сотрудничеству в экономической сфере.

Побратимские связи дают возможность привлекать в город современные разработки зарубежных коллег. В 2008 г. было получено финансирование в размере 70 тыс. евро на реализацию совместного с муниципалитетом  города  Неймеген  (Нидерланды)  проекта  «Улучшение качества услуг  начинающим предпринимателям  в г. Пскове,

Осуществляется обмен опытом в области местного самоуправления. В минувшем году в Пскове  состоялся Семинар руководителей представительных органов местного  самоуправления - членов Союза городов Центра и Северо-Запада России по теме «Роль представительных органов местного самоуправления в межведомственном взаимодействии в социальной сфере посредством городских целевых программ». В семинаре приняли участие руководители представительных органов власти Новгорода, Владимира, Иваново, Костромы, Северодвинска, Череповца и ряда других российских городов. Обсуждался опыт взаимодействия представительных и исполнительных органов муниципалитетов в сфере социльной политики. Результатом работы, по предложению Главы города Пскова Яна Лузина, стало обращение в Правительство РФ о возможности включения дошкольных учреждений в нацпроект «Образование». Глава города Пскова Я.В.Лузин  вошел в состав Совета представительных органов местного самоуправления Центра и Северо-Запада России.

 Все эти мероприятия способствовали презентации торгово-экономического, культурного и образовательного потенциала Пскова, содействовали установлению прямого сотрудничества с отечественными и зарубежными партнерами.

 2.БЮДЖЕТ. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ

Возможности развития города во многом определяются эффективностью управления и местным бюджетом. Отмечу, что налоговые доходы  в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличились на 33,4%.

Совершенствуется нормативная база и ведется системный контроль исполнения решений городской Думы Пскова в части бюджетной политики. Основной финансовый документ города выносится на обсуждение общественности, проводятся публичные слушания. Результаты исполнения бюджета заслушиваются на сессиях городской Думы в ежеквартальном режиме, вносятся коррективы.

Бюджет Пскова на 2008 год - бездефицитный, сбалансированный по доходам и расходам. Особо следует отметить, что муниципальный долг сведен к нулю и есть возможность выполнять свои декларированные социальные обязательства. Бюджет сохранил свою социальную направленность, что подтверждается значительным ростом расходов на социальную сферу,  более чем на 200 млн. руб. по сравнению с прошлым годом.. Пенсионерам города, социальная поддержка которых не финансируется из бюджетов региона и федерации, решением городской Думы были сохранены ежемесячные выплаты на проезд в городском общественном транспорте в первом полугодии 2008 г.

Один из эффективных методов городского управления и реализации социальной политики - программно-целевой подход.

За счет средств бюджета Пскова  в 2008 году финансировалось 8 городских программ, общая цель которых - стабильное развитие города, создание комфортных и безопасных условий для жизни псковичей.

В отчетном году городской Думой принято семь социально значимых муниципальных целевых программ. Они охватывают самые разные направления: патриотическое воспитание граждан, развитие системы дошкольного и школьного образования, развитие здравоохранения и ипотечного жилищного кредитования.  

В этом году будет продолжена работа над такими программами, как «Развитие системы образования города Пскова», «Безопасность образовательных учреждений», «Детский сад- территория детства».

                        3. КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

Системное управление - сложный, многоплановый процесс. Контроль и анализ деятельности - необходимый этап нашей работы. За минувший год Контрольно-счетной палатой Псковской городской Думы,  осуществляющей контроль соблюдения законодательства и исполнения муниципальных правовых актов, проведено 13 проверок в структурных подразделениях Администрации города, муниципальных учреждениях и предприятиях Пскова. К сожалению, имеют место отдельные нарушения исполнения бюджетного законодательства. Результаты проверок доведены до руководителей, по некоторым материалы направлены в прокуратуру. Всего выявлено финансовых нарушений на общую сумму 22.692.,5 тыс.руб.Приняты соответствующие меры, в основном недостатки устранены. Обобщая, можно с уверенностью сказать, что принятые меры способствовали повышению эффективности использования муниципального имущества, предотвращали или затрудняли возможность использования выявленных схем «увода» муниципального имущества, позволяли осуществить действенный контроль за решением вопросов жизнеобеспечения граждан.

4.НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

                  Кратко остановлюсь на итогах деятельности городской Думы Пскова в 2008 году. За отчетный период проведено 19   сессий городской Думы. Активно  работали комитеты (так, состоялось  18 заседаний комитета по бюджету, налогам и финансовому контролю ; 14- по правовым вопросам и местному самоуправлению;  27-по вопросам развития городского хозяйства и муниципальной собственности ; 13- градостроительства и землепользования ; 11- комитета по социальной политике )..В 2008 году городской Думой был утвержден План социально-экономического развития города  Пскова.

Как вы знаете, отличительная особенность работы Городской думы четвертого созыва - деятельность в условиях реформирования органов местного самоуправления по всей России и необходимость приведения местных нормативных актов в соответствие с требованиями меняющегося российского законодательства

Для реализации Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принято 5 решений «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «город Псков». Изменения касаются вопросов муниципальной собственности, градостроительства и землепользования и ряда других положений.

В целях реализации права граждан на осуществление местного самоуправления утверждено «Положение о публичных слушаниях  в городе Пскове». В течение 2008 г. состоялось 18 публичных слушаний .

Создание и доработка муниципальных правовых актов Пскова постоянно продолжаются и идут во взаимодействии с контрольными органами. В практику деятельности органов местного самоуправления вошло предварительное согласование проектов с Прокуратурой города Пскова. Более того, сотрудники прокуратуры сами активно стали участвовать в нормотворческом процессе . Они разработали и внесли «Положение о порядке ведения  реестра муниципальных служащих г.Пскова», «Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов МСУ» . Мы оперативно реагируем на замечания и приводим правовую базу муниципалитета в соответствии с изменениями в федеральном и региональном  законодательстве.

Специалисты отдела по правовым вопросам аппарата ПГД , представляя интересы города Пскова , участвовали в 32 заседаниях суда общей юрисдикции и арбитражных судов. Выиграно 7 процессов  Арбитражного суда,  по 5 процессам производство по делу прекращено. Выиграно 6 процессов в судах общей юрисдикции, по 2 делам производство прекращено. Работа над совершенствованием правовой базы Пскова будет продолжена, исходя из интересов развития города. Предстоит рассмотреть ряд документов по вопросам муниципальной собственности, финансов, строительства, социальной сферы.

5.ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Муниципальная власть должна быть максимально приближенной и понятной гражданам, поэтому взаимодействие с общественностью является одной из наших важных задач. В прошлом году мною была озвучена идея создания  совета

муниципального образования г.Псков. Его основные цели: развитие институтов гражданского общества, поиск конструктивных путей диалога органов местного самоуправления и некоммерческих организаций, повышение открытости деятельности органов местного самоуправления, выработка общей позиции жителей и органов местного самоуправления по вопросам развития и управления городом. В состав  совета муниципального образования войдут представители псковской общественности, интеллигенции, депутатских корпусов города и области, промышленники и предприниматели.

За 2008 год проведена серьезная работа с обращениями граждан. За отчетный период в адрес Главы города и Городской думы поступило около 3 тысяч  писем, направлено 1715 ответов и запросов. Большинство обращений - это вопросы эксплуатации и ремонта жилого фонда, улучшения жилищных условий. Ответы предоставлялись в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Депутатами городской Думы на своих избирательных округах проводились приемы граждан, организовывались встречи и выступления, оказывалась благотворительная помощь. Масштаб деятельности -  в приведенных цифрах: всего за год к депутатам Думы поступило 1135 заявлений, обращений от граждан и организаций; состоялось  820  выступлений и встреч на округах;     на личных приемах принято 707     псковичей. Кроме того, регулярно депутаты - члены депутатской группы партии «Единая Россия» вели прием в общественной приемной  Путина.

6.ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Основным каналом информирования населения о деятельности органов власти являются средства массовой информации.

В нашем городе отработана схема взаимодействия муниципальных структур со СМИ. Регулярно проводятся пресс-конференции, организуются публикации материалов в прессе и электронных средствах массовой информации. Официальные документы органов местного самоуправления публикуются в печатных изданиях «Псковская правда» и «Время - псковское». Журналисты активно освещают общегородские мероприятия и акции, значимые события в жизни Пскова, способствуя формированию положительного имиджа столицы Псковской области. В прошлом году состоялся 5-ый конкурс на лучшее информирование в СМИ о деятельности Псковской городской Думы, а всего вышло 2004  информационных материала, посвященных деятельности депутатского корпуса. Положительно оцениваются такие  программы на телевидении и радио, как «Свободный микрофон», Актуальный комментарий», «С Думой о Пскове», «Диалог с городом» и другие, которые готовятся совместно отделом по информационной работе Думы и коллективом ГТРК «Псков». В 2008 г. подготовлен буклет о Псковской городской Думе, фильм   о городе Пскове «Россия начинается здесь».

 Форма оперативного информирования населения - официальный интернет-сайт муниципального образования «город Псков». В 2008 году продолжена работа над его совершенствованием. Новые правовые акты Главы города и Городской думы  публичного характера автоматически размещаются на сайте. Сервис позволяет пользователям сети интернет получать сведения о правовых документах в удобной форме (с учетом вносимых изменений и дополнений). Среднее число посещений сайта в сутки -800 пользователей; среднее число просмотров в сутки- 15 000. География посетителей сайта представлена не только отечественными городами: Санкт-Петербург. Москва, но и иностранными- Рига, Таллинн, США. 

7.ОБ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧАХ НА 2009 ГОД

Уважаемые участники сегодняшнего заседания!

Подведены итоги 2008 года. В целом они позитивны и являются хорошей базой для дальнейшей серьезной работы по укреплению позиций Пскова в экономике и социальной сфере. Но, анализируя результаты, не могу не обратить ваше внимание, уважаемые депутаты и руководители Администрации города, на ряд моментов, которые, на мой взгляд, требуют детальной проработки и нашего пристального внимания.

Это, прежде всего, недовыполнение  бюджета города по доходам за последние два года. Во-первых, нам необходимо более точно оценивать экономические возможности города при формировании доходной и расходной частей бюджета. Желания скорейшего решения накопившихся проблем должны опираться на реальную финансовую основу. Во-вторых, при утверждении исполнения бюджета следует скрупулезно анализировать неисполнение как доходных, так и расходных статей - до каждого рубля. Определять причины и виновных.

В 2009 году один из приоритетов жилищной политики - обеспечение жильем молодых семей. Считаю целесообразным Администрации Пскова внести свои предложения по корректировке муниципальной целевой программы «Жилище» - с учетом этого приоритета. Администрации города необходимо найти новые подходы в строительной политике - на основе утвержденного Генерального плана. Конечные итоги должны прогнозироваться, исходя из интересов жителей Пскова и в соответствии с комплексным сбалансированным развитием городских территорий. Это то, ради чего мы разрабатывали Генеральный план. Мы должны рассмотреть возможность предоставления особых условий, конечно, в рамках закона, застройщикам, которые возводят действительно доступное для псковичей жилье.

Два года совместной работы не прошли даром. Есть смысл поделиться некоторыми соображениями, которые выработаны в результате обобщения и анализа ситуации в городском хозяйстве Пскова. Прежде всего, назову тезисы.

1.Неэффективное муниципальное управление.

Продолжавшийся до последнего времени конфликт между муниципальным и региональным уровнем власти.

Очевидная неспособность прежней администрации объединить городское сообщество для достижения целей развития города.

Невосприимчивость муниципалитета к современным технологиям управления.

Отсутствие сформулированных целей социально-экономического развития города.

Ряд сфер жизнедеятельности города (профессиональное образование, социальная защита, рынок труда и т.д.)  регулируется на региональном уровне и не учитываются в деятельности муниципалитета, что приводит к рассогласованию целей и приоритетов развития города.

2.Реализация масштабных проектов по развитию города и росту качества жизни населения наталкивается на недостаток финансовых средств из-за небольших масштабов экономики города и, как следствие, недостаточных масштабов городского бюджета. При этом надо отметить, что город не имеет серьезных инфраструктурных ограничений для развития экономики. Большая часть проблем находится в сфере управления.

Недостаточно эффективное расходование имеющихся бюджетных средств.

Недостаточно эффективное управление муниципальной собственностью.

Отсутствие внятной системы привлечения внешних инвестиций, включая бюджетные инвестиции федерального и регионального уровней.

Отсутствие целенаправленной работы по повышению привлекательности хозяйственного климата города.

Крайне слабая система лоббирования интересов города и отсутствие продуманной стратегии маркетинга города.

Отсутствие системы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в городе.

Отсутствие скоординированной с бизнес- сообществом стратегии промышленного развития.

3.В городе продолжается сокращение численности населения. С одной стороны, это фактор, ограничивающий развитие экономики города, с другой -это показатель, оценивающий качество жизни в городе.

Надо признать, что в обозримом будущем стабилизация численности населения и создание условий для его роста возможны только за счет миграционных процессов. Однако сейчас в городе отсутствует какая-либо система управления миграционными процессами внутри РФ.

Развитие экономики города в значительной степени стихийно и не ориентировано на такие общие для городского сообщества цели как наполнение бюджета города, рост доходов населения, возможность самореализации людей на территории города, экологическая безопасность и т.п.

Требует серьезной модернизации (структурной, технологической и управленческой) система здравоохранения в городе.

В дошкольном образовании необходимо решение кадрового вопроса, реформа системы оплаты труда, увеличение количества мест.

Доступное и комфортное жилье еще не стало таковым для значительной части населения города.

Молодежная политика слабо ориентирована на социализацию и самореализацию молодежи на территории Пскова.

Требуется укрепление материально-технической базы спортивных организаций, учреждений образования, здравоохранения, культуры.

4.По-прежнему городская среда еще далека от современных стандартов и требований населения.

Тяжелым бременем лежит на бюджете города и горожан неэффективное жилищно-коммунальное хозяйство.

Критического уровня достигло количество автомобилей в городе. Транспортные артерии не справляются с возросшим потоком автомобилей, зеленые зоны во дворах практически уничтожены автолюбителями.

Немало нерешенных проблем в сфере безопасности дорожного движения.

В прошедшем году сложилась критическая ситуация с уборкой общественных территорий.

Внешний вид города оставляет желать лучшего.

В городе ощущается недостаток скверов, парков и мест отдыха. Необходимо существенное увеличение шумо- и газопоглощающих насаждений вдоль автомобильных дорог.

Насущной проблемой остается строительство нового полигона для захоронения ТБО и рекультивация старого.

Необходимо существенное повышение качества подаваемой в дома воды.

Проблем в наследство достается много, перечисленное далеко не исчерпывает всю проблематику. С чего мы начнем в первую очередь? Это повышение  эффективности муниципального управления и создание условий для роста доходов бюджета. Насколько эффективно мы сработаем на первом этапе, настолько быстро будут решаться остальные проблемы.

  • Среди первоочередных действий необходимо назвать:

-Принятие обновленной структуры, как администрации, так и ПГД.

-Завершение согласований и принятие генерального плана города Пскова.

-Разработка и принятие стратегического и среднесрочного плана социально-экономического развития города.

-Разработка и реализация комплекса мероприятий по повышению эффективности расходования бюджетных средств.

-Разработка и реализация комплекса мероприятий по повышению эффективности использования муниципальной собственности.

-Разработка и реализация иных организационных мероприятий по наполнению доходной части бюджета.

-Проектирование и организация эффективной системы привлечения внешних инвестиций.

-Разработка и реализация мер по оздоровлению финансовой ситуации на муниципальных предприятиях «Псковские тепловые сети» и «Горводоканал».

-Продолжение реализации Приоритетных Национальных Проектов на территории города.

-Обеспечение максимально эффективного взаимодействия с Фондом реформирования ЖКХ.

-Разработка и внедрение новой системы оплаты труда в дошкольном образовании.

Совместными усилиями двух ветвей власти, с помощью региональных и федеральных структур нужно заниматься решением названных проблем. Это дело не одного дня . Многие депутаты, имеют серьезный жизненный опыт и практику решения важных задач, прежде всего в сфере экономики. Это позволяет Думе принимать взвешенные решения, адекватные возникающим ситуациям, существующим в городе проблемам.  

Сбалансированный городской бюджет, правильно выбранные приоритеты, выполнение принятых расходных обязательств, гласность принимаемых решений, эффективный контроль над использованием бюджетных средств - это обязательные слагаемые  того успеха, который обязательно будет достигнут  трудом всех псковичей.

Источник: пресс-служба ПГД

Вернуться к списку


Задать вопрос Елене Полонской